От Эксперта Алёны Новак- Мои статьи и услуги!
Главная » От Эксперта » О Москве

История улицы Камергерский переулок ЦАО Москва
Город:Москва
Описание:Улица Камергерский переулок лежит между Тверской улицей и Большой Дмитровкой. История переулка настолько театральна, что в советские годы при переименовании улиц он получил название «Проезд Художественного театра». Time Out рассказывает, как менялся переулок, где жил профессор Пуф и на какие здания стоит обратить внимание во время очередной прогулки.
Первые упоминания о Камергерском переулке относятся к XVI веку. Тогда между нынешним Камергерским и параллельным ему Георгиевским переулками появился Георгиевский женский монастырь. Его главный вход был обращен к исчезнувшей небольшой улочке, которая вела от монастыря до Тверской улицы.
На углу проезда с Большой Дмитровкой в XVII веке был двор Собакиных — родственников Марфы Васильевны Собакиной, третьей жены Ивана IV Грозного. Позже двор перешел к Стрешневым — родственникам жены царя Михаила Федоровича. Недалеко от двора Собакиных стоял дом окольничего* князя Степана Львова, на углу Тверской — дом окольничего князя Григория Ромодановского. Перед его домом была каменная церковь Спаса Преображения. По названию церкви переулок именовался Спасским. Позже на улице появлялись дворы Милославских и Федора Ромодановского — сподвижника Петра I.
В середине XVIII века дом Льва Милославского перешел к его дочери Софье Бахметевой. Один из домов принадлежал камергеру князю Сергею Михайловицу Голицыну, который владел домом вплоть до XIX века. Считается, что по чину Голицына переулок и получил название «Камергерский».
В 1773 году на Тверской и в окрестностях случился пожар. Сгорели дома и в Спасском переулке. На месте сгоревших построек появились новые: каменные дома построили князь Долгоруков, князь Одоевский, Стрешневы. Князь Голицын после пожара на прежних местах построил конюшню и деревянный амбар. Постепенно улица расширялась — сначала за счет земель снесенной в 1789 году Церкви Спаса, позже за счет двора Петра Ивановича Одоевского.
Во времена Отечественной войны, когда в Москве случился пожар, многие дома на улице сгорели, после чего по обе стороны улицы появлялись новые постройки. Петр Одоевский построил каменный дом с двумя флигелями по бокам, с портиком и колоннами. Парадные ворота славились по всему переулку.
В Камергерском переулке появились как жилые дома, так и магазины. Например, на углу Тверской открылся «Санкт-Петербургский магазин бриллиантовых вещей». Владелицей дома была госпожа Софья Самарина, мать довольно известного славянофила Юрия Самарина.
В 1826 году князь Одоевский ушел из жизни и дом перешел к его племяннице Варваре Ланской. В середине 1840-х годов в журнальных статьях появился любопытный персонаж — профессор Пуф, «доктор энциклопедии и прочих наук». Вскоре выяснилось, что что под псевдонимом скрывался Владимир Одоевский — племянник Варвары Ланской, известный писатель и журналист. В 1844-1845 годах на последней полосе «Записок для хозяев» (приложение к «Литературной газете») публиковались его лекции о «кухонном искусстве», причем профессор броско рекламировал себя:
«Кто не знает доктора Пуфа? Кто не имеет ко мне доверенности? Кто не читал моих сочинений? Какое невежество! Кто раскаивался, прочитав мои бессмертные творенья? У кого блюдо не удалось по моим рецептам?».
Тогда в оборот вошло слово английское слово «пуф», которое означает «раздувать», «рекламировать», «надувать».
Вместе с поэтом Вильгельмом Кюхельбекером Одоевский издавал литературный альманах «Мнемозина». В нем печатались Александр Грибоедов, Петр Вяземский и Евгений Баратынский, а однажды вышел отрывок из «Бахчисарайского фонтана» Александра Пушкина.
В 1851 году дом Ланской купил некий Сергей Александрович Корсаков. Как пишет историк Сытин, он был сыном Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, чей дом считался прототипом дома Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума». Господин Корсаков жил расточительно, дом постепенно разрушался и утрачивал парадный вид. Портик и колонны сняли, в нижних этажах и флигелях пробили двери: там хозяин хотел устроить лавки. Однако в результате дом пришлось продать, так как владелец влез в долги. Дом на аукционе купили купцы Степанов и Лианозов.
Во второй половине XIX века «дворянские гнезда» беднели, а вот купеческие богатели. К концу столетия торговцы выкупали дома на центральных улицах Москвы и строили доходные дома, лавки и мелкие магазинчики. В Камергерском переулке несколько домов перешло к купцам Хлудову и Шаблыкину.
Георгий Лианозов, который вскоре стал единственным владельцем здания, решил организовать в нем театр и сдавать пространство антрепренерам. В 1882 году открылся «Русский драматический театр», который вскоре перешел к Федору Адамовичу Коршу. В 1885 году для здания было выстроено здание в Богословском переулке, помощь в строительстве оказал любитель театра Алексей Бахрушин.
Примерно в это же время в доме начал принимать гостей частный оперный театр Саввы Мамонтова, а 1902 году дом Лианозова арендовал Московский Художественный театр — и труппа переехала с Каретного ряда в Камергерский переулок. Перестройкой здания занимался архитектор-модернист Федор Шехтель. В том же году, в конце октября, состоялось открытие театра.
В 1920-е годы в переулке работало кафе «Десятая муза». В нем бывали Владимир Маяковский, Сергей Есенин и Валерий Брюсов. В 1930-е улица Горького (Тверская) сильно поменяла облик: она была расширена, а по обеим сторонам выросли массивные дома. Поменялся и внешний вид Камергерского переулка, который к тому моменту стал переулком Художественного театра.
От Эксперта О Москве
Добавил: cererra | | Теги: Улица Волхонка ЦАО Москва
Просмотров: 244
Всего комментариев: 0
avatar
Mоре информации
VIP квартиры Москвы
    Наш сайт-это большой, много летний труд интеллектуально го труда на радость всем нам! На сайте статьи, фото-видео, От Эксперта, Квартиры дома Москвы МО и За Рубежом.
Эксперт Елена Новак
Галерея
Наши контакты
    Phone:Тф:+7 903 708 1884 Email:vipelit@bk.ru Город:МО Железнодорожный Адрес:ул.Юбилейная д.3 Часы работы:С 10-00 до 20-30
Location in google Maps
">