О Важном
Главная » О Важном » Кухни Мира

За крестьянским столом
Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, а что на второе, как вести себя за столом ( то , что мы называем ритуалом еды) ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Выработанные веками правила существовали и у русского народа.
Не последнюю роль в формировании ритуала еды играло складывающееся в течение тысячелетий бережное отношение к продуктам питания. Как правило, доставались они нелегко, и для наших предков было характерно благоговейное, экономичное отношение к ним. В русском крестьянском хозяйстве существовала практически безотходная технология использования продуктов питания, нашедшая отражение и закрепление в ритуале еды. Разработанный до мелочей, он, несмотря на некоторый налет религиозности, в основе своей имел практическую цель: как можно рациональнее расходовать имеющийся запас продуктов, исключить даже малейшую возможность их потери
Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов-экономических, природных, религиозных. Важное, если не главное значение имели всевозможные запреты на еду. Они, как правило, были связаны с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями.
Так, россияне прошлого строго придерживались постов и мясоедов. Смысл этих слов ясен каждому и сегодня. В период постов( кстати в году на них приходилось до 200 дней) запрещалось есть мясную и молочную пищу , в мясоед запрет снимался. Некоторые посты были довольно длительными, и воздерживаться, и воздерживаться от « скоромной» пищи приходилось неделями. Так, главный из постов – великий-длился семь недель перед пасхой, а уже через восемь недель после нее начинался петровский пост. Он продолжался до конца июня, его сменил- с 1 по 15 августа- успенский. Рождественский пост знаменовал собой приближение рождества. Мы назвали только большие посты, между которыми вклинивались короткие периоды воздержания от мясной и молочной пищи.
Посты, как правило, основная масса населения соблюдала довольно строго. На мясоед же люди давали волю своим желудкам( если , конечно , было на что разгуляться ).
Самым голодным считался петровский пост. В это время заготовленные впрок овощи уж кончались , даже кислая капуста- эта палочка- выручалочка русского народа- была на исходе. Свежих же овощей и зелени в наших северных краях весной и в начале лета еще не бывает. Вот и перебивались крестьяне и бедные горожане луком да квасом. Чуть позже к этому, прямо скажем, непривлекательному меню добавлялись свежие огурцы.
Интересно, что, согласно народному поверию петровский пост был введен по просьбе баб для «скопа масла». Если б молоко съедалось в это голодное время, то масла не скопить бы и вполовину.
Безусловно, чередование постных и мясоедных периодов самым прямым образом сказывалось на режиме питания и традициях самой трапезы. Свою лепту вносили и разнообразные праздники, как церковные ( которых было достаточно много), так и домашние ( именины, свадьбы).
Определенное представление о питании русских людей в ХVII-ХVIII веках дает Домострой- этот своеобразный устав, регламентирующий до мелочей жизнь россиян. В мясоед Домострой рекомендует « челядь кормити по вся дни- шти да каша с ветчиною жидкая, а иногды густая с салом, переменяя часть мяса… а в неделю и в праздники иногды пирог, а иногды кисель, а иногды блины или какая ества, оу вужины шти да молоко или каша; а в постные дни -шти да каша житкая иногды с соком, иногды город, иногды сушь, иногды репия. А оу вужины иногды шти,капуста,толокно,иногды росол, иногды ботвинье, а по неделям и по праздникам к обеду пироги какие или гуща или яглы или селедовая каша или блины или кисель, оу вужины капуста росол, ботвинья, толокно»
Недаром русская пословица гласит: «Щи да каша-пища наша».Эти блюда были основными во всех слоях русского общества, что объясняется, конечно же, не скудостью продовольственных запасов, а скорее особой предрасположенностью русского желудка к подобной еде. Иначе чем можно объяснить тот факт, что даже именитые купцы- « миллионщики» часто посылали своих людей в какой-нибудь трактир, чтобы принесли горшок простых щей да расстегайчиков с рыбкой.
Меню в праздничные дни, как правило, включало добавку из «хлебенного»- обычно пироги или блины.
Стол крестьянских семей даже средней зажиточности был значительно скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, молоко, черный хлеб да чай- вот, пожалуй, и все «разносолы» сельского труженика.
Каждая трапеза проходила в определенный час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Семья собиралась за столом, где у всякого было свое место. Хозяин дома садился первым, за ним все остальные домочадцы. Мытье рук перед едой считалось обязательным. Перед тем как сесть за стол, каждый должен был перекреститься.
Категория: Кухни Мира | Просмотров: 48 | Добавил: cererra | Теги: За крестьянским столом
Всего комментариев: 0
avatar
Mоре информации
Зарубежная недвижимость
    За рубежом-это многоликая недвижимость! От наших партнёров и собственников
    Мы пишем грамотно и интересно только для вас!
QR-код:
Галерея
Наши контакты
Phone:+7(903)708-18-84 Адрес:МО Железнодорожный ул.Юбилейная д.3
Часы работы:С 10-00 до 20-30 Location in google Maps
">